АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Классическая европейская прогимназия

Детская агрессия - что это?

Слово «агрессия» произошло от латинского и означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или психологические. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Доказано, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая, в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными  вспышками,  проблема обучения ребенка  приемлемым способами выражения гнева – одна из самых острых  и важных проблем, стоящих перед нами. 

Коррекционную работу с агрессивными детьми, на наш взгляд, целесообразно проводить в четырех направлениях:
  1. обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
  2. обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
  3. отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
  4. развитие таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д.

В нашей практике при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева мы используем два направления: учим детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения. В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становиться человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять своими отрицательными эмоциями.

Лебедева Елена Владимировна, руководитель Службы психологического сопровождения