Психологическое сопровождение
Служба психологического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста является учебно-методическим структурным подразделением Европейской прогимназии. Возглавляет Службу Лебедева Елена Владимировна.
Цель работы Службы психологического сопровождения
Целью работы является содействие в создании в прогимназии социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности ребенка, конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Основная деятельность педагога-психолога
Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики с течение года.
Сопровождение учащихся и дошкольников через психолого-педагогические технологии направлено на оказание помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем, или в их предупреждении.
Задачи деятельности педагога-психолога:
- Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психического здоровья детей;
- Содействовать личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к саморазвитию и самоопределению;
- Профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей, расширение адаптивных возможностей детского организма;
- Содействовать педагогам в развитии детей, в организации им собственного психологического комфорта;
- Содействовать формированию психологической грамотности педагогов и родителей.
Основные виды деятельности педагога-психолога
Психологическая профилактика
- Проводится работа по адаптации детей к условиям образовательного учреждения. Даются конкретные рекомендации педагогам, родителям по оказанию помощи детям в адаптационный период;
- Создаются условия, содействующие предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования;
- Разрабатываются программы индивидуальной работы с участниками процесса, предназначенные для адаптации и обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности;
- Осуществляются мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива.
Основная цель – ввести ребенка в мир школьного обучения, помочь принять правила работы в коллективе, распознать и прожить определенны эмоциональны состояния, сопровождающие период вхождения в школьную жизнь. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.
Психологическая диагностика
- Диагностика развития личности детей. Углубленное психолого-педагогическое изучение на протяжении всего периода;
- Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, и ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания;
- Выявление причин и механизмов нарушений в обучении и развитии.
Психологическая диагностика проводится индивидуально, с подгруппами и с целыми классами. После диагностики разрабатываются рекомендаций по развитию способностей детей, преодолению трудностей и нарушений развития. Главной целью диагностического направления является исследование уровня, как общего личностного развития, так и развития отдельных свойств и состояний личности детей. На основании исследований определяются актуальные проблемы, вероятность развития тех или иных соматических нарушений, также определяется внутренний ресурс, с помощью которого ребенок способен развить имеющийся у него потенциал, составляется заключение об общем уровне личностного развития ребенка и развития его отдельных свойств и состояний.
На основе диагностических исследований составляется заключения, отражающие полный психологический портрет, позволяющие осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуально – личностных особенностей ребенка. Применяя индивидуальную психологическую диагностику, имеем возможность подтверждать или опровергать рабочие гипотезы, а также оказывать помощь учителям и воспитателям в воспитательно-образовательном процессе.
Психологическая коррекция и коррекционно-развивающая работа
- Активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей;
- Обеспечение соответствия развития детей возрастным нормативам. Оказание помощи в индивидуализации воспитания и обучения детей, в развитии их способностей и склонностей;
- Разработка коррекционных программ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяемых в ходе психодиагностических исследований.
Психологическая коррекция или коррекционно-развивающая работа - это адаптация детей; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие сплоченности в коллективе; развитие психических процессов; детско-родительские отношения. Эта работа включает в себя следующие формы работы:
- групповые психокоррекционные занятия
- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах
- занятия по подготовке детей к школьному обучению
- тренинговые занятия с педагогами и специалистами
- тематические занятия с родителями (обучающие семинары)
Залог успеха коррекционно-развивающей деятельности – правильно выявленная причина той или иной проблемы. Данное направление включает и работу с взрослыми (родителями и педагогами), предполагающую и активное обучение навыкам взаимодействия, саморегуляции.
Каждое коррекционно-развивающее занятие готовится с учетом индивидуальных личностных особенностей и развивает не только психические процессы, но и коммуникативные и творческие качества ребенка, поднимает эмоциональный настрой, регулирует общий позитивный фон, формирует культурные ценности и социальные навыки. На занятиях с дошкольниками отдаю предпочтение работать подгруппами и индивидуально.
Для коррекции и развития психических процессов используются следующие методы: наблюдение, эксперимент, сказкотерапия, арт – терапия, игры-драматизации, релаксационные упражнения, телесно – ориентированную терапию, песочную терапию, ассоциативные карты «МАСКА».
Психологическое консультирование проводится с целью оказания конкретной помощи обратившимся взрослым в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, помощи в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Консультируем родителей по проблемам воспитания и обучения детей, знакомим с возрастными особенностями детей, расширяя представления о работе психолога, обучаем способам эффективного взаимодействия и по проблемам детско-родительских отношений. А также специалистов по проблемам профессионального выгорания, в случаях, для предупреждения возникновений дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования, по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива. По проблемам обучения, личностного развития, жизненного и профессионального самоопределения. Содействуем распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки.
Консультативная деятельность
- Оказание конкретной помощи обратившимся родителям и педагогам в осознании ими природы их затруднений;
- Анализ и решение психологических проблем, помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
- Проведение индивидуальных или групповых консультаций для участников образовательного процесса по проблемам обучения, личностного развития, жизненного и профессионального самоопределения, по проблемам общения.