Образование в детском саду
Обучение и воспитание Монтессори
педагогики ведется на следующих принципах:
1. Создание обучающей среды, которая включает в себя оборудованное с
учетом детских возможностей, культурных национальных традиций, эстетических
требований помещение; разновозрастную группу детей (3-6лет) подготовленного
педагога.
2. Наличие обучающих материалов.
3. Предоставление детям свободы во время любых занятий
- Свободы выбора материала
- Свободы выбора времени и продолжительности работы с материалом
- Свободы выбора места для работы
-Свободы выбора партнера или партнеров
- Свободы общения с учителем или другими детьми
4. Соблюдения правила «пользуйся всеми свободами, но не мешай другим»
5. Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия,
сотрудничества, принятия каждого ребёнка.
6. Наблюдение учителем за детьми и при необходимости оказание помощи в их
самостоятельном обучении.
7. Подготовка
учителем и проведение общих тематических занятий по разным областям знаний,
участие в которых детей происходит по их выбору и желанию.
Основные составляющие программы обучения в Монтессори - среде.
- Обучение навыкам практической
жизни.
- Сенсорное воспитание.
- Математика.
- Обучение грамоте и развитие речи.
- Космическое воспитание.
- Уроки социальной жизни.
Наведение
порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им
образцового социального поведения и созданию внутреннего духовного строя. Чем
более независим ребенок от помощи взрослого, тем больше у него освобожденных
творческих сил для развития и построения образцов собственного поведения в
обществе.
Обучение
навыкам практической жизни
Цели упражнений
в обучении навыкам практической жизни можно обобщить следующим образом:
- Дают возможность реализовать потребность в различных движения. При этом
ребенок учится контролю и координации собственных движений;
- Впервые дают ребенку возможность пережить некоторую деятельность как
завершенный процесс с начало, серединой и концом;
- Впервые дают возможность ребенку пережить некоторую деятельность как
процесс, состоящий из нескольких этапов, как упорядоченную деятельность;
- Ребенок впервые имеет право выбора – он выбирает материал, место работы с
ним и длительность работы.
- Способствуют развитию независимости ребенка от взрослого, его самостоятельности
и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самооценки.
- Косвенно подготавливают ребенка к работе всеми остальными материалами
Сенсорное воспитание
Упражнение сенсорной зоны развивают и
тренируют чувственный аппарат, косвенно подготавливают к изучению математики,
ботаники, географии, музыки и т.п. Способствует интеллектуальному развитию в
процессе целеустремленных движений работы руками. Упражнения сенсорной
зоны построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы
чувств: осязание, вкус, обоняние и др. На этих материалах ребенок учиться
слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов. Сенсорные
Монтессори - материалы оказывают ребёнку существенную помощь, так как
являются «материализованными абстракциями». Уже в работе с ними
ребенок учиться сравнивать, упорядочивать, систематизировать. Кроме того, многие сенсорные материалы косвенно готовят
детей к геометрии и к работе с отдельными математическими.
Математика
Математические материалы тесно связаны с
сенсорными материалами и учитывают сенсорные потребности
ребенка. Математические материалы построены так. Чтобы была видна связь
арифметики и геометрии. В построении системы материалов и в методике
работы с ними соблюдаются два важнейших
принципа:
от конкретного к абстрактному;
от знакомства
с количеством через знакомство с
символами, которые ведут к соотнесению количеств и символов
Все
математические материалы можно разделить на 5 основных групп:
- введение в мир чисел от 0 до 10,
- введение в десятичную систему,
- освоение последовательного счета,
- освоение арифметических операций с
однозначными числами,
- знакомство с дробями.
Развитие речи
Ребенок приходит в детский сад с тем
запасом речевого развития, который дала ему его семья, мама. Наша задача –
помочь ребенку овладеть разными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом. Все они являются предметом
повседневного внимания и целенаправленного обучения на общих и свободных
занятиях в Монтессори среде:
повседневное общение, которому уделяется большое внимание, во время
которого педагог старается дать ребенку пример правильной речи, умение слушать
и выражать свои мысли,
трехступенчатый
урок на свободном занятии – индивидуальный урок, который учитель дает ребенку
при работе с материалами сенсорной зоны: зон интеллектуального развития
(математическая, русский язык) и космической зон. При этом ребенку даются
определенные понятия, проводится повторение, более глубокое понимание и
запоминание которых происходит позже в дальнейшей работе ребенка с
материалом при совместной работе с другими детьми или учителем.
Космическое воспитание
Занятия в области космического воспитания направлены не только и не столько
на передачу определенной информации, сколько на обучение способам добывания этой информации и на ее переживание, упорядочивание жизненных впечатлений ребенка,
на осознание себя и своего места в
мире. Методика проведения занятий предполагает соблюдение следующих основных
принципов:
- максимальная собственная
активность детей, их рассказы о своих впечатлениях, осознание и осмысление
прошлого жизненного опыта,
- их деятельность в процессе
проведения занятий со специально подготовленным материалом, который позволяет
воспринять новое знание с помощью различных органов чувств,
- возможность самостоятельной дальнейшей работы детей с этим материалом. Например:
разрезать яблоко, рассмотреть семенные камеры, попробовать его, достать,
разрезать, попробовать рассмотреть семена , посадить их и наблюдать за ростом,
сравнить плоды дикой и культурной яблони и т.д.
Социальное воспитание
Занятия по данному курсу
предлагают обучение детей принятым в обществе нормам поведения.
Предлагается не столько информирование об этих нормах, сколько
последовательное упражнение в их применении в различных ситуациях. Отработка
каждого социального навыка требует определенного времени, различного для разных
учащихся. Педагог не ждет и не требует от ребенка сразу безупречного поведения.
Как не сможет маленький ребенок с первой же попытки правильно
ходить, не спотыкаясь и не падая, так и не получится сразу правильно выполнять все социальные нормы
и правила. Обучение навыкам социальной жизни нужно тренировать, пробовать
разные варианты. А учитель может предложить образцы поведения в разных
ситуациях, помочь участникам прояснить свои намерения и чувства.
Нужен
контроль ошибок – обратная связь со стороны взрослого или детей. Такой обратной
связью здесь служат эмоциональный отклик собеседника и решенная (или
нерешенная) практическая задача. Хорошо попросил – тебе вежливо ответили,
поделились игрушкой.
Роль
педагога
Роль педагога в монтессори- группе отличается
от традиционной педагогики. Он, в первую очередь, является заинтересованным
наблюдателем индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка.
Содержание его ежедневной работы определяется в большей степени результатами
наблюдений, чем заранее составленным планом. Он показывает правильный способ
работы с теми материалами, которые выбирает сам ребенок. Он специально обучен
различать сенситивные периоды ребенка, тщательно
отслеживать его продвижение и фиксировать его работу с материалом. Иногда он переключает внимание ребенка, выбравшего материал, к которому ещё не готов,
на что- то другое. А иногда наоборот, должен его подбодрить,
если он не решается взять что- то новое. Если ребенок делает ошибку, учитель по
возможности не вмешивается, позволяя ему обнаружить её самостоятельно путем
дальнейшей работы с материалом, имеющим, как правило, возможности самоконтроля
ошибок.
Почему группы разновозрастные?
Монтессори – среда должна быть построена
таким образом, чтобы провоцировать интерес ребенка к обучению на
достаточном уровне сложности. При этом она должна соответствовать уровню его предварительной
подготовки. Предшествующий опыт у всех детей очень разный, так что наиболее
точный выбор может сделать только сам ребенок. Монтессори – среда дает ему
возможность выбора из очень большого количества материалов разной сложности.
Ребенок развивается по мере того, как интерес ведет его с одного уровня
сложности на другой. В разновозрастной группе, где занимаются вместе дети от
3 до 6 лет, у маленького ребенка есть широкий выбор образца для
подражания тоже разного уровня. А старшие дети имеют возможность упрочить свои
знания, помогая младшим.
Использование индивидуальных учебных материалов позволяют каждому развиваться
в своем темпе. Поэтому в группе могут обучаться дети с разными способностями.
Младший и медлительный ребенок может много недель заниматься одним и тем же
материалом, не тормозя при этом продвижение остальных детей. Более способный
ребенок в той же группе может гораздо быстрее переходить от
учебной задачи к другой, от одного материала к следующему. При этом он избавлен
от необходимости скучать, дожидаясь, пока все остальные сумеют разобраться
в этом материале. Ребенка с высокими способностями постоянно побуждают к
дальнейшему продвижению большим разнообразием материалов и возможными видами
работы с ними.
Поскольку интерес к занятиям
поддерживается постоянно, и учебные материалы находятся под рукой в любое
время, многие дети в монтессори – среде начинают читать и
считать необычно рано. Однако ранее обучение не является целью монтессори – образования.
Идеалом Марии Монтессори являлось
естественное, радостное обучение и развитие в нужный для каждого ребенка
период, в соответствии с его индивидуальными способностями. «Мы не
способны создавать гениев, мы можем только дать каждому ребенку шанс
реализовать свои потенциальные способности стать независимой, уверенной,
уравновешенной личностью», - писала Монтессори.