АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Классическая европейская прогимназия

Детский сад

«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка.

Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»

(В.В. Давыдов, советский педагог и психолог, академик и вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор.)

Программа «Детский сад по системе Монтессори» создана на основе педагогической системы известного педагога и психолога Марии Монтессори в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Концептуальные основы Программы:

- гуманистическая направленность системы;

- социо-конструктивистский подход к образованию ребенка;

- концепция свободного развития в подготовленной предметно-пространственной среде;

Краткая характеристика Монтессори - педагогики

История создания методики Монтессори

Мария Монтессори - первая женщина врач в истории Италии строила свою система не один день. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже, который некоторое время лично возглавлял Монтессори-общество в Женеве. Переписывалась с дочерью Зигмунда Фрейда, детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняла выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. Мария Монтессори всегда оставалась врачом и исходила из физиологии детей. На примерах собственной педагогической практики М. Монтессори доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд. Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым, неприспособленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь о нем. Ему трудно расстегнуть пуговицу на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.

М. Монтессори  предлагает уже в 2,5 –3 года  дать ребенку возможность сделать это и многое другое. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки, если положить их в беспорядке, могут вызвать только чувство бессилия перед хаосом мира. М. Монтессори предложила расположить их в определённой строгой логике, а малышей с первого дня приучать поддерживать установленный порядок. Учитель предлагает ребенку только одно правило «Взял, поработал, положи на место» Но, чтобы работа приносила пользу, учитель дает ребёнку короткий,  2-3 минутный урок. На нем взрослый показывает как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и потерять интерес.

Сензитивные периоды

Интерес -первое, что М.Монтессори  выделяет в своей педагогике. Второе – индивидуальный подход. Это, конечно, не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Все немного по-другому. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать,  а учитель именно ему показывает, как справиться с этим заданием.

         М.Монтессори обратила внимание, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды длительностью от 1 года до 3 лет, когда он легче и более естественно учится определенным вещам. Это сензитивные периоды развития ребенка - периоды наибольшей чувствительности к определенным стимулам. Так, от 0 до 6 лет в несколько этапов происходит развитие речи, а до 5,5 сенсорное развитие. В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормой их жизни. И, конечно, нельзя не сказать о коротком, от 0 до 3 лет периоде восприятия порядка.  Он фактически определяет отношение малыша с миром, потому что касается не только порядка в окружающей среде, но и во времени, и во взаимоотношениях с взрослыми. Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес  к этому на всю жизнь  или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после 6 лет.

Монтессори призывает нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть- самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а отобранные долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в развитии.

Удивительно, но, если педагог делает все правильно, и родители ему не мешают, у ребенка возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается, для того, чтобы ребенок учил, а лучше сказать образовывал себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать «уголёк»  в топку его ума, а лучше показать, как и где уголек находить.