Детский сад
«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка.
Воспитание достигает своих целей,
если умеет направить собственную деятельность ребенка»
(В.В.
Давыдов, советский педагог и психолог, академик и вице-президент
Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор.)
Программа «Детский сад по системе Монтессори» создана на основе педагогической системы известного педагога и психолога Марии Монтессори в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Концептуальные основы Программы:
- гуманистическая направленность системы;
- социо-конструктивистский подход к образованию ребенка;
- концепция свободного развития в подготовленной предметно-пространственной среде;
Краткая характеристика Монтессори - педагогики
История создания методики Монтессори
Мария Монтессори - первая женщина врач в истории Италии строила свою система не один день. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже,
который некоторое время лично возглавлял Монтессори-общество в Женеве. Переписывалась
с дочерью Зигмунда Фрейда, детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием
она уточняла выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. Мария Монтессори всегда оставалась врачом и исходила из физиологии детей. На примерах
собственной педагогической практики М. Монтессори доказывает, что взрослый
может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно.
Это особый труд. Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым,
неприспособленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не
уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок
зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не
задумываясь о нем. Ему трудно расстегнуть пуговицу на курточке, завязать шнурок
на ботинке, перенести свой стул в удобное место.
М. Монтессори предлагает уже в 2,5
–3 года дать ребенку возможность сделать это и многое другое. Учитель
(взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны
для развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки и
щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки
и коробочки, если положить их в беспорядке, могут вызвать только чувство
бессилия перед хаосом мира. М. Монтессори предложила расположить их в
определённой строгой логике, а малышей с первого дня приучать
поддерживать установленный порядок. Учитель предлагает ребенку только одно
правило «Взял, поработал, положи на место» Но, чтобы работа приносила пользу,
учитель дает ребёнку короткий, 2-3 минутный урок. На нем взрослый
показывает как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не
отчаяться и потерять интерес.
Сензитивные периоды
Интерес -первое, что М.Монтессори
выделяет в своей педагогике. Второе – индивидуальный подход. Это, конечно,
не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Все немного
по-другому. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему
нравится делать, а учитель именно ему показывает, как справиться с этим
заданием.
М.Монтессори
обратила внимание, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды длительностью
от 1 года до 3 лет, когда он легче и более естественно учится определенным
вещам. Это сензитивные периоды развития ребенка - периоды наибольшей чувствительности к определенным стимулам. Так, от 0 до 6 лет в несколько этапов происходит развитие речи, а до
5,5 сенсорное развитие. В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и
закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы
вежливого или грубого поведения, которые становятся нормой их жизни. И,
конечно, нельзя не сказать о коротком, от 0 до 3 лет периоде восприятия
порядка. Он фактически определяет отношение малыша с миром, потому что
касается не только порядка в окружающей среде, но и во времени, и во
взаимоотношениях с взрослыми. Если опоздать и не воспользоваться
появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому
на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых
неожиданных и неприятных формах уже после 6 лет.
Монтессори призывает нас не
ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед
ребенком скатерть- самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная
модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то,
что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые
предметы, а отобранные долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в
развитии.
Удивительно, но, если педагог делает все
правильно, и родители ему не мешают, у ребенка возникает внутренняя потребность
осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается, для того, чтобы ребенок
учил, а лучше сказать образовывал себя, его уже не надо наказывать или
поощрять, нужно только вовремя подкидывать «уголёк» в топку его ума, а
лучше показать, как и где уголек находить.