АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Классическая европейская прогимназия

Изучение английского языка в прогимназии

Чтобы научить ребенка языку, нужно максимально отвлечь его от языка

(О. Л. Соболева)


Освоение любого языка, как родного, так и иностранного, требует использования практически всех аспектов индивидуального опыта человека. Ребенок, начинающий осваивать язык, находится в языковом окружении непрерывно. Родные и близкие люди передают ребенку языковую компетентность, обеспечивая многократное повторение ключевых структур. На уровне поведения ребенок слышит ключевые слова и фразы, видит предмет, к которому они относятся, и производит действия по этому поводу. Таким образом, подключаются все системы восприятия: вижу –слышу –чувствую. На логическом уровне способностей развивается ряд познавательных стратегий: освоение фонетики, словообразования, грамматики, быстрой разговорной практики, чтения и т. д. На уровне ценностей и убеждений у ребенка есть мотивация, вызванная естественными потребностями. Он хочет достичь ясного и конкретного желаемого результата – начать общаться с окружающими.

Таким образом, цель работы  учителя в нашей прогимназии не изучать английский язык, а организовать общение  на нем.

Для успешной работы с детьми в прогимназии мы изучили современные методики, проанализировали и взяли за основу несколько правил, которые давали бы возможность нашим учеником насколько возможно свободно общаться на иностранном языке:

1.    опора на аудирование на всех этапах обучения;

2.     формирование установки «я умею»;

3.     использование беспереводной семантизации, которая приводит к тому, что ребёнок начинает думать на иностранном языке;

4.     дифференцированное реагирование на ошибки (в зависимости от их смысловой нагрузки);

5.     формирование спонтанной речи;

6.     создание комфортного «коридора» для детей с поздним языковым развитием.

В основе нашей работы лежат следующие методические принципы:

1.     принцип природосообразности;

a)     последовательное обучение речевым навыкам: аудирование (и это может быть длительным этапом у многих детей) – говорение – чтение;

b)     естественный путь в обучении языкам: аудирование – говорение «с ошибками» - правильная речь;

2.     принцип комфортности;

3.     принцип погружения в языковую среду, где  основным видом деятельности является речевая деятельность. Для создания такой среды учитель создает атмосферу взаимопонимания, не говорит на  родном языке, описывает ситуацию и разъясняет непонятное на иностранном языке, использует большое количество наглядности, предметов, жестов и движений;

4.     принцип активизации основных каналов восприятия:

a.      визуальный (наглядность, жесты, учебники),

b.      аудиальный (прослушивание аудиозаписей),

c.      кинестетический (игры, рукоделие)

5.     принцип преемственности и постоянного повторения материала

 

 Несколько важных слов для родителей

Многие родители считают, что, если ребёнок не может перевести текст, он не знает языка. Но перевод – это отдельный навык, который в общении совершенно не нужен. Чтобы говорить на иностранном языке бегло, нужно запоминать фразы и уметь пользоваться ими в нужное время. Ребёнок запоминает слова и фразы и их образы на английском, а не через перевод на родной язык. Именно так формируется беглость речи. Этого достаточно для того, чтобы вести беседу. 


По поводу изучения грамматики

Когда Ваш ребенок в 3 года говорит: «Мама, я тебя люблю, потому что ты очень добрая», он не знает, что в своей речи употребил сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Он употребляет речевую структуру, которую много раз слышал, наполняя её своим лексическим смыслом. Он пока еще не изучает грамматику, для того, чтобы правильно говорить, а просто учится правильно говорить.

Для изучения грамматики любого, а тем более иностранного языка необходимо, чтобы у ребёнка было хорошо развито абстрактно-логическое мышление. Обычно этот тип мышления у детей младшего школьного возраста только начинает развиваться. Зато у них прекрасно развита механическая память и ещё сохраняется способность к импринту. Это позволяет накопить достаточно большое количество языкового материала, которое ляжет в основу изучения языка в тот период, когда мозг ребёнка будет к этому готов. Другими словами,  сначала учимся говорить и только после этого задумываемся, почему мы так говорим. Если поторопиться, дети начнут думать не о том, ЧТО сказать, а о том, КАК сказать. И в этом случае языковой барьер им обеспечен.
Для подавляющего большинства детей осмысленное изучение грамматики языка становится возможным не ранее 12 лет. Но мы понимаем, что дети развиваются с разной скоростью и каждый в своём ритме. Поэтому на каждой ступени мы предоставляем пытливому уму «скороспелок» материал для «пережёвывания информации».

 

Итак, основные правила работы с грамматическим материалом в нашей школе.


1. Научить ребенка хорошо владеть языковым материалом на интуитивном уровне, прежде чем он начнет его анализировать.

2. Создать ситуацию, при которой у детей возникнет вопрос «Почему?», а затем подвести их тому, чтобы они сами вывели правило.