АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Классическая европейская прогимназия

Доверяю маме-доверяю миру

В младенческом (от 0 до 1г) и раннем возрасте ребёнок только – только начинает входить в мир социальных отношений. Первыми проводниками в этот сложный незнакомый мир взаимоотношений становятся родители, особенно мама, либо другой близкий человек, находящийся рядом.

В развитии ребёнка трудно переоценить роль общения. Общение ребёнка с взрослыми, а также со сверстниками – необходимое условие психического развития ребёнка. Как известно, потребность ребёнка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении с взрослыми.

Возникает вопрос: насколько сложившиеся способы взаимодействия со значимым взрослым могут помочь ребёнку адаптироваться к миру сверстников и чужих взрослых людей?

Ведь рано или поздно ребёнок выходит из семьи и постепенно должен научиться самостоятельно решать задачи, которые стоят перед ним в данной, конкретной ситуации. Важным кажется и то, как он будет себя при этом чувствовать.

Как же родители могут помочь в этом своему ребёнку? На этот вопрос позволит ответить одна из наиболее популярных объяснительных концепций  - теория привязанности, главное внимание в которой занимают отношения ребёнка на первом году жизни с близким взрослым (как правило, с матерью). Именно опыт взаимоотношений с матерью на первом году жизни порождает привязанность и определяет в дальнейшем ход психического и личностного развития.

С точки зрения теории привязанности основная потребность младенческого и раннего возраста – чувство безопасности. Есть данные, что люди всех возрастов наиболее счастливы и лучше всего могут развернуть свои таланты, когда уверены в том, что за их спиной стоят одно или более лиц, которым они доверяют и которые придут им на помощь, если возникнут трудности.

Важно, чтобы ребёнок с самого раннего возраста мог играть, двигаться самостоятельно по собственному желанию и своей инициативе, а роль взрослого - обеспечить безопасность пространства для игры и движения. Взрослому важно уметь ждать и не прерывать самостоятельную активность ребёнка.

На чувство безопасности влияет то, как взрослый относится к телу ребёнка, как держит его, насколько быстро поворачивается и двигается, держа ребёнка на руках. Большое количество новых стимулов, смена людей, обстановки, новых мест – затрудняет постижения доверия для ребёнка.

Взрослый человек отвечает за жизнь и здоровье ребёнка раннего возраста, поэтому важно давать правдивое понятие о реальных границах «можно» и «нельзя», тем самым обеспечивая безопасное пространство для реализации двигательной активности ребёнка и реальности в восприятии этих границ самим малышом.

Проговаривание взрослым своих действий и предупреждение о возможных переменах в жизни малыша (визиты, осмотры, поездки, процедуры, расставания) будет способствовать созданию доверия между ребёнком и взрослым. Правду необходимо говорить и о неприятных событиях – приём лекарств, болезненные процедуры и т.д. Правда – основа доверия.

Так же необходимо давать ребёнку время на понимание ситуации, на подготовку к предстоящему событию, на анализ слов взрослого и переход к действию, ведь ребёнку всегда нужно больше времени, чем взрослому.

При уходе за ребёнком, в режимных мероприятиях, развивающих занятиях и др. взрослому нельзя брать руки ребёнка и управлять ими, в эти моменты благая цель взрослого (научить, показать как) может оборачиваться против ребёнка. Если все же необходимо поддерживать руку ребёнка, например, при кормлении, скажите ему: «Я сейчас возьму твою руку и буду немного придерживать её, чтобы ты смог съесть суп». Получая возможности для самостоятельной активности, ребёнок быстрее овладевает простыми действиями и получает бесценный опыт и знания о том, что он может достигать успеха сам.

Трудно не вмешиваться, но ещё труднее увидеть то, чему учится сам ребёнок. Уважение интересов ребёнка, а так же чувствительность взрослого способствуют созданию атмосферы безопасности взаимного доверия между взрослым и ребёнком.

Когда взрослый правильно организует процесс общения и научения, то ребёнок становится способным познавать мир, быть активным и уверенным участником всех процессов, доступных для его возраста. В общении с ребёнком важно создавать атмосферу безопасности, предсказуемости, принятия, поддержки и одобрения.

Статью подготовила Свешникова Юлия Валентиновна, психолог прогимназии по материалам статьи Дж. Боулби, семинара О.И. Пальмова, Н.Л. Плешковой.