АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Классическая европейская прогимназия

Образование в детском саду

Обучение и воспитание Монтессори педагогики ведется на следующих принципах:

1. Создание обучающей среды, которая включает в себя  оборудованное с учетом детских возможностей, культурных национальных традиций, эстетических требований помещение; разновозрастную группу детей (3-6лет) подготовленного педагога.

2. Наличие обучающих материалов.

3. Предоставление детям свободы во время любых занятий:

  • Свободы выбора материала
  • Свободы выбора времени и продолжительности работы с материалом
  • Свободы выбора места для работы
  • Свободы выбора партнера или партнеров
  • Свободы общения с учителем или другими детьми

4. Соблюдения правила «пользуйся всеми свободами, но не мешай другим»

5. Создание педагогами атмосферы  доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребёнка.

6. Наблюдение учителем за детьми и при необходимости оказание помощи в их самостоятельном обучении.

7. Подготовка учителем и проведение общих тематических занятий по разным областям знаний, участие в которых детей происходит по  их выбору и желанию.

 Основные составляющие программы обучения в Монтессори - среде.

·       Обучение навыкам практической жизни.

·       Сенсорное воспитание.

·       Математика.

·       Обучение грамоте и развитие речи.

·       Космическое воспитание.

·       Уроки социальной жизни.

Наведение порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им образцового социального поведения и созданию внутреннего духовного строя. Чем более независим ребенок от помощи взрослого, тем больше у него освобожденных творческих сил для развития и построения образцов собственного поведения в обществе.

Обучение навыкам практической жизни
Цели  упражнений в обучении навыкам практической жизни можно обобщить следующим образом:

·       Дают возможность реализовать потребность в различных движения. При этом ребенок учится контролю и координации собственных движений;

·       Впервые дают ребенку возможность пережить некоторую деятельность как завершенный процесс с начало, серединой и концом;

·       Впервые дают возможность ребенку пережить некоторую деятельность как процесс, состоящий из нескольких этапов, как упорядоченную деятельность;

·       Ребенок впервые имеет право выбора – он выбирает материал, место работы с ним и длительность работы.

·       Способствуют развитию независимости ребенка от взрослого, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самооценки.

·       Косвенно  подготавливают ребенка к работе всеми остальными материалами

Сенсорное воспитание

Упражнение сенсорной зоны развивают и тренируют чувственный аппарат, косвенно подготавливают к изучению математики, ботаники, географии, музыки и т.п. Способствует интеллектуальному развитию в процессе целеустремленных  движений работы руками. Упражнения сенсорной зоны построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств: осязание, вкус, обоняние и др. На этих материалах ребенок учиться слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов. Сенсорные Монтессори - материалы оказывают ребёнку существенную помощь, так как являются «материализованными абстракциями».  Уже в работе с ними  ребенок учиться сравнивать, упорядочивать, систематизировать. Кроме того,  многие сенсорные материалы косвенно готовят детей к геометрии и к работе с отдельными математическими. 

Математика.

Математические материалы тесно связаны с сенсорными материалами  и учитывают сенсорные потребности ребенка. Математические материалы построены так. Чтобы была видна связь арифметики и геометрии. В построении системы материалов и  в методике работы с ними соблюдаются два важнейших принципа:

от конкретного к абстрактному;

от знакомства с количеством  через знакомство с символами, которые ведут к соотнесению количеств  и символов

Все математические материалы можно разделить на 5 основных групп:

·       введение в мир чисел от 0 до 10,

·       введение в десятичную систему, 

·       освоение последовательного счета,

·       освоение арифметических операций с однозначными числами,

·       знакомство с дробями.

 

Развитие речи.

Ребенок приходит в детский сад с тем запасом речевого развития, который дала ему его семья, мама. Наша задача – помочь ребенку овладеть разными видами речевой деятельности: слушанием,  говорением,  чтением,  письмом. Все они являются  предметом повседневного внимания и целенаправленного обучения на общих и свободных занятиях в Монтессори среде:

повседневное общение, которому уделяется большое  внимание, во время которого педагог старается дать ребенку пример правильной речи, умение слушать и выражать свои мысли,

трехступенчатый урок на свободном занятии – индивидуальный урок, который учитель дает ребенку при работе с материалами сенсорной зоны: зон интеллектуального развития (математическая, русский язык) и космической зон. При этом ребенку даются определенные понятия, проводится повторение, более глубокое понимание и запоминание  которых происходит позже  в дальнейшей работе ребенка с материалом при совместной работе с другими детьми или учителем.

Космическое воспитание

Занятия в области космического воспитания направлены не только и не столько на передачу  определенной информации, сколько на обучение способам добывания этой информации и на ее переживание, упорядочивание жизненных впечатлений ребенка,  на осознание себя и своего места в мире. Методика проведения занятий предполагает соблюдение следующих основных принципов:

·       максимальная собственная активность детей, их рассказы о своих впечатлениях, осознание и осмысление прошлого жизненного опыта,

·       их деятельность в процессе проведения занятий со специально подготовленным материалом, который позволяет воспринять новое знание с помощью различных органов чувств,

·       возможность самостоятельной дальнейшей работы детей с этим материалом. Например: разрезать яблоко, рассмотреть семенные камеры, попробовать его, достать, разрезать, попробовать рассмотреть семена , посадить их и наблюдать за ростом, сравнить плоды дикой и культурной яблони и т.д.

Социальное воспитание

Занятия по данному курсу предлагают обучение детей принятым в обществе нормам поведения. Предлагается  не столько информирование об этих нормах, сколько последовательное упражнение в их применении в различных ситуациях. Отработка каждого социального навыка требует определенного времени, различного для разных учащихся. Педагог не ждет и не требует от ребенка сразу безупречного поведения. Как не сможет маленький ребенок  с первой же попытки правильно ходить, не спотыкаясь и не падая, так и не получится  сразу правильно выполнять все социальные нормы и правила. Обучение навыкам социальной жизни нужно тренировать, пробовать разные варианты. А учитель может  предложить образцы поведения в разных ситуациях, помочь участникам прояснить свои намерения  и чувства.

Нужен контроль ошибок – обратная связь со стороны взрослого или детей. Такой обратной связью здесь служат эмоциональный отклик собеседника и решенная (или нерешенная)  практическая задача. Хорошо попросил – тебе вежливо ответили, поделились игрушкой.

 Роль учителя

Роль учителя в монтессори- группе  отличается от традиционной педагогики. Он, в первую очередь, является заинтересованным наблюдателем индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка. Содержание его ежедневной работы определяется в большей степени результатами наблюдений, чем заранее составленным планом. Он показывает правильный способ работы с теми материалами, которые выбирает сам ребенок. Он специально обучен различать сенситивные периоды ребенка,  тщательно отслеживать его продвижение и фиксировать его работу с материалом.  Иногда он переключает внимание ребенка,  выбравшего материал, к которому ещё не готов,  на что-  то другое. А иногда наоборот, должен его подбодрить, если он не решается взять что- то новое. Если ребенок делает ошибку, учитель по возможности не вмешивается, позволяя ему обнаружить её самостоятельно путем дальнейшей работы с материалом, имеющим, как правило, возможности самоконтроля ошибок.

Почему группы разновозрастные? 

Монтессори – среда должна быть построена таким образом, чтобы  провоцировать интерес ребенка к обучению на достаточном уровне сложности. При этом она должна соответствовать уровню его предварительной подготовки. Предшествующий опыт у всех детей очень разный, так что наиболее точный выбор может сделать только сам ребенок. Монтессори – среда дает ему возможность выбора из очень большого количества материалов разной сложности.

Ребенок развивается по мере того, как интерес ведет его с одного уровня сложности на другой. В разновозрастной группе, где занимаются вместе дети от 3  до 6 лет,  у маленького ребенка есть широкий выбор образца для подражания тоже разного уровня. А старшие дети имеют возможность упрочить свои знания, помогая младшим.

Использование индивидуальных учебных материалов позволяют каждому развиваться в своем темпе. Поэтому в группе могут обучаться дети с разными способностями. Младший и медлительный ребенок может много недель заниматься одним и тем же материалом, не тормозя при этом продвижение остальных детей. Более способный ребенок в той же группе  может гораздо быстрее  переходить  от учебной задачи к другой, от одного материала к следующему. При этом он избавлен от необходимости скучать, дожидаясь, пока все остальные  сумеют разобраться в этом материале. Ребенка с высокими способностями постоянно побуждают  к дальнейшему продвижению большим разнообразием материалов и возможными видами работы с ними.

Поскольку интерес к занятиям поддерживается постоянно, и учебные материалы находятся под рукой в любое время, многие дети в Монтессори – среде начинают читать и считать  необычно рано. Однако ранее обучение не является целью Монтессори – образования.

Идеалом Марии Монтессори являлось естественное, радостное  обучение и развитие в нужный для каждого ребенка период, в соответствии с его индивидуальными способностями.  «Мы не способны  создавать гениев, мы можем только дать каждому ребенку шанс реализовать свои потенциальные способности стать независимой, уверенной, уравновешенной личностью», - писала однажды Монтессори.