АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Классическая европейская прогимназия

Детский сад

Программа «Детский сад по системе Монтессори» создана на основе педагогической системы известного педагога и психолога Марии Монтессори в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Сохранив в полной мере ее концептуальные основы, Программа вобрала в себя новейшие достижения педагогической и психологической науки, а также опыт современных отечественных и зарубежных монтессори-педагогов.

Ярко выраженная гуманистическая направленность системы, социо-конструктивистский подход к образованию ребенка, концепция свободного развития в подготовленной предметно-пространственной среде, положенные в ее основу, в точности отражают принципы современного дошкольного образования.

Краткая характеристика Монтессори - педагогики

 Мария Монтессори нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике . Её  система строилась не один день. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавлял Монтессори общество в Женеве, переписывалась с дочерью Зигмунда детским психологом Анной Фрейд . Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития , но во многом она остается врачом и исходит  из физиологии детей. На примерах собственной педагогической практики М.Монтессори доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему, действовать самостоятельно. Это особый труд. Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым неприспособленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир, под себя не задумываясь о нем. Ему трудно расстегнуть пуговицу на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.

             М. Монтессори  предлагает уже в 2,5 –3 года  дать ребенку возможность сделать это и многое другое. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки, если положить их в беспорядке, могут вызвать только чувство бессилия перед хаосом мира. М.Монтессори предложила расположить их в определённой строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Учитель предлагает ребенку только одно правило: «Взял, поработал, положи на место» Но что бы работа приносила пользу, учитель дает ребёнку короткий  (2-3 мин.) урок. На нем взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес.

             Интерес-первое, что М.Монтессори  выделяет в своей педагогике. Второе – индивидуальный подход. Это, конечно не означает что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Все немного по-другому. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравиться делать,  и учитель именно ему показывает, как с этим справиться с этим заданием.

             М.Монтессори обратила внимание, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Так от 0 до 6 лет в несколько этапов проходит развитие речи, а до 5,5 сенсорное развитие. В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни. И конечно, нельзя не сказать о коротком (от 0 до 3) периоде восприятия порядка.  Он фактически определяет отношение малыша с миром, потому что касается не только порядка в окружающей среде, но и во времени, и во взаимоотношениях с взрослыми. Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес  к этому на всю жизнь  или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после 6 лет.

Монтессори призывает нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в развитии.

Удивительно, но если учитель делает все правильно и родители ему не мешают, у ребенка возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается для того, чтобы ребенок учил (а лучше сказать образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать «уголёк»  в топку его ума, а лучше показать, как и где уголек находить.

 

Основные принципы построения образовательного процесса в Монтессори - среде.

Обучение и воспитание Монтессори педагогики ведется на следующих принципах:

1. Создание обучающей среды, которая включает в себя  оборудованное с учетом детских возможностей, культурных национальных традиций, эстетических требований помещение; разновозрастную группу детей (3-6лет) подготовленного педагога.

2. Наличие обучающих материалов.

3. Предоставление детям свободы во время любых занятий:

  • Свободы выбора материала
  • Свободы выбора времени и продолжительности работы с материалом
  • Свободы выбора места для работы
  • Свободы выбора партнера или партнеров
  • Свободы общения с учителем или другими детьми

4. Соблюдения правила «пользуйся всеми свободами, но не мешай другим»

5. Создание педагогами атмосферы  доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребёнка.

6. Наблюдение учителем за детьми и при необходимости оказание помощи в их самостоятельном обучении.

7. Подготовка учителем и проведение общих тематических занятий по разным областям знаний, участие в которых детей происходит по  их выбору и желанию.

 Основные составляющие программы обучения в Монтессори - среде.

v  Обучение навыкам практической жизни.

v  Сенсорное воспитание.

v  Математика.

v  Обучение грамоте и развитие речи.

v  Космическое воспитание.

v  Уроки социальной жизни.

Наведение порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им образцового социального поведения и созданию внутреннего духовного строя. Чем более независим ребенок от помощи взрослого, тем больше у него освобожденных творческих сил для развития и построения образцов собственного поведения в обществе.

Обучение навыкам практической жизни


Цели  упражнений в обучении навыкам практической жизни можно обобщить следующим образом:

ü  Дают возможность реализовать потребность в различных движения. При этом ребенок учится контролю и координации собственных движений;

ü  Впервые дают ребенку возможность пережить некоторую деятельность как завершенный процесс с начало, серединой и концом;

ü  Впервые дают возможность ребенку пережить некоторую деятельность как процесс, состоящий из нескольких этапов, как упорядоченную деятельность;

ü  Ребенок впервые имеет право выбора – он выбирает материал, место работы с ним и длительность работы.

ü  Способствуют развитию независимости ребенка от взрослого, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самооценки.

ü  Косвенно  подготавливают ребенка к работе всеми остальными материалами

Сенсорное воспитание

Упражнение сенсорной зоны развивают и тренируют чувственный аппарат; косвенно подготавливают к изучению математики, ботаники, географии, музыки и т.п. Способствует интеллектуальному развитию в процессе целеустремленных  движений работы руками. Упражнения сенсорной зоны построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств, таких, как осязание, вкус, обоняние и др. На этих материалах ребенок учиться слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов. Сенсорные Монтессори  материалы оказывают ребёнку существенную помощь, так как являются «материализованными абстракциями»  уже в работе с этими материалами  ребенок учиться сравнивать, упорядочивать, систематизировать. Кроме того, многие сенсорные материалы косвенно готовят детей к геометрии и к работе с отдельными математическими. 

Математика.

Математические материалы тесно связаны с сенсорными материалами  и учитывают сенсорные потребности ребенка. Математические материалы построены так. Чтобы была видна связь арифметики и геометрии. В построении системы материалов и  в методике работы с ними соблюдаются два важнейших принципа:

-          от конкретного к абстрактному;

-          от знакомства с количеством, через знакомство с символами к соотнесению количеств  и символов

Все математические материалы можно разделить на 5 основных групп:

-          введение в мир чисел от 0 до 10

-          введение в десятичную систему

-          освоение последовательного счета;

-          освоение арифметических операций с однозначными числами

-          знакомство с дробями

 Развитие речи.

Ребенок приходит в детский сад с тем запасом речевого развития, который дала ему его семья, мама. Наша задача – помочь ребенку овладеть разными видами речевой деятельности, слушанием, говорением, чтением, письмом. Все виды речевой деятельности являются  предметом повседневного внимания и целенаправленного обучения на общих и свободных занятиях в Монтессори среде.

-          повседневное общение, которому уделяется большое  внимание, во время которого педагог старается дать ребенку пример правильной речи, умение слушать и выражать свои мысли.

-           Трехступенчатый урок на свободном занятии – индивидуальный урок, который учитель дает ребенку при работе с материалами сенсорной зоны, зон интеллектуального развития (математическая и русский язык) и космической зон. При этом ребенку даются определенные понятия, повторение, более глубокое понимание и запоминание  которых происходит позже  в дальнейшей работе ребенка с материалом либо при совместной работе с другими детьми или учителем, либо при повторном трехступенчатом уроке.

 Космическое воспитание

Занятия в области космического воспитания направлены не только и не столько на передачу  определенной информации, сколько на обучение способам добывания этой информации и на ее переживание, упорядочивание жизненных впечатлений ребенка  на осознание себя и своего места в мире. Методика проведения занятий предполагает соблюдение следующих основных принципов: максимальная собственная активность детей, их рассказы о своих впечатлениях, осознание и осмысление прошлого жизненного опыта. Их деятельности в процессе проведения занятий со специально подготовленным материалом, который позволяет воспринять новое знание с помощью различных органов чувств, возможность самостоятельной дальнейшей работы детей с этим материалом. ( Разрезать яблоко, рассмотреть семенные камеры, попробовать его, достать, разрезать, попробовать рассмотреть семена , посадить их и наблюдать за ростом, сравнить плоды дикой и культурной яблони и т.д. ; рассмотреть модель вулкана  понаблюдать смоделированное извержение вулкана.)

 Социальное воспитание

 Занятия по данному курсу предлагают обучение детей принятым в обществе нормам поведения. Предлагается  не столько информирование об этих нормах, сколько последовательное упражнение в их применении в различных ситуациях. Отработка каждого социального навыка требует определенного времени, различного для разных учащихся. Педагог не ждет и не требует от ребенка сразу безупречного поведения. Как не сможет маленький ребенок  с первой же попытки правильно ходить, не спотыкаясь и не падая, так и не получится и сразу правильно выполнять все социальные нормы и правила. Обучение навыков социальной жизни нужно тренировать, пробовать разные варианты. Нужен контроль ошибок – обратная связь со стороны взрослого или детей. И такой обратной связью здесь служат эмоциональный отклик собеседника и решенная (или нерешенная)  практическая задача. Хорошо попросил – тебе вежливо ответили, поделились игрушкой. А учитель может  предложить образцы поведения в разных ситуациях, помочь участникам прояснить свои намерения  и чувства.

 Роль учителя


Роль учителя в монтессори группе  отличается от традиционной педагогики, он в первую очередь, является заинтересованным наблюдателем индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка. Содержание его ежедневной работы определяется в большей степени результатами наблюдений, чем заранее составленным планом. Он показывает правильный способ работы с теми материалами, которые выбирает сам ребенок. Он тщательно отслеживает продвижение каждого ребенка и фиксирует его работу с материалом. Он специально обучен различать сенситивные периоды ребенка. Иногда он переключает на что – то другое ребенка, который выбрал материал, к которому ещё не готов. А иногда наоборот, должен подбодрить ребенка, который не решается взять что- то новое. Если ребенок делает ошибку, учитель по возможности не вмешивается, позволяя ребенку обнаружить её самостоятельно путем дальнейшей работы с материалом, имеющим, как правило, возможности самоконтроля ошибок.

 

Почему группы разновозрастные? 

Монтессори – среда должна быть построена таким образом, чтобы  провоцировать интерес ребенка к обучению на достаточном уровне сложности. При этом она должна соответствовать уровню предварительной подготовки каждого ребенка. Предшествующий опыт у всех детей очень разный, так что наиболее точный выбор может сделать только сам ребенок. Монтессори – среда дает ему возможность выбора из очень большого количества материалов разной сложности.

Ребенок развивается по мере того, как его интерес ведет его с одного уровня сложности на другой. В разновозрастной группе, где занимаются вместе дети от 3  до 6 лет,  у маленького ребенка есть широкий выбор образца для подражания – тоже разного уровня. А старшие дети имеют возможность упрочить свои знания, помогая младшим.

Использование индивидуальных учебных материалов позволяют каждому ребенку развиваться в своем темпе. Поэтому в группе могут обучаться дети с разными способностями. Младший и медлительный ребенок может много недель заниматься одним и тем же материалом, не тормозя при этом продвижение остальных детей. Более способный ребенок в той же группе  может гораздо быстрее  переходить  от учебной задачи к другой, от одного материала к следующему. При этом, он избавлен от необходимости скучать, дожидаясь, пока все остальные  сумеют разобраться в этом материале. Ребенок с высокими способностями постоянно побуждает  к дальнейшему продвижению большим разнообразием материалов и возможных видов работы с ними.

То, что дети развиваются в разном темпе и их готовностью к обучению каким – либо  предметам значительно отличается даже в одном и том же возрасте – факт общеизвестный. Поскольку интерес к занятиям поддерживается постоянно, и учебные материалы находятся под рукой в любое время, многие дети в Монтессори – среде начинают читать и считать  необычно рано. Как бы то ни было, ранее обучение не является нормой, не является  и целью Монтессори – образования.
Идеалом Марии Монтессори являлось естественное, радостное  обучение и развитие в нужный для каждого ребенка период, в соответствии с его индивидуальными способностями.  «Мы не способны  создавать гениев, - писала однажды Монтессори. – Мы можем только дать каждому ребенку шанс реализовать свои потенциальные способности стать независимой, уверенной, уравновешенной личностью».

Подробнее о Примерной основной программе дошкольного образования "Детский сад по системе Монтессори" вы можете узнать здесь